Неаккордовые звуки

Сегодня поговорим про неакордовые звуки, их виды и применение.

По отношению к звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовый или неаккордовым. Аккордовй звук является основным, терцией, квинтой, септимой или ноной того аккорда, который в данный момент звучит.

Неаккордовый звук, наоборот, звук, который не входит в состав звучащего аккорда(т.е. не является ни примой, ни терцией, ни квинтой, ни септимой или ноной).

сплин выхода нет ноты
Сплин «выхода нет»
Сплин «Выхода нет»

На рисунке буквой «н» отмечены неаккордовые звуки; буквой «а» — аккордовые, цифра при букве «а» указывают является ли звук основным(1), терцовым(3), квинтовым(5).

Виды неаккордовых звуков

Выделяют 4 вида неаккоррдовых звуков:
♦ Задержание;
♦ Проходящий;
♦ Вспомогательный;
♦ Подъем.

Задержание — неаккордовый звук на сильной(или относительно сильной) доли(см. урок про размеры). Такой звук задерживает появление смежного с ним по высоте аккордового звука, который обычно появляется за ним.

Й. Гайдн, Симфония №16, 11ч.

На рисунке буквой «З» отмечено задержание.

Кроме задержания, все остальные неаккордовые звуки появляются на слабом времени(слабой доли).

Проходящий звук — как бы «проходит» поступенно вверх или вниз между двумя различными аккордовыми звуками.

П. Чайковский, "Июнь" op.37, bis. №6
П. Чайковский, «Июнь» op.37, bis. №6
П. Чайковский, «Июнь» op.37, bis. №6

На рисунке проходящие звуке отмечены буквой «П»

Вспомогательный звук — соединяет поступенным движением (снизу или сверху) аккордовый звук с его повторением.

В. Моцарт, ф-но, соната A-dur, фрагмент
В. Моцарт, ф-но, соната A-dur, фрагмент
В. Моцарт, ф-но, соната A-dur, фрагмент

Ну рисунке буквой «В» обозначены вспомогательные звуки, буквой «П» отмечены проходящие звуки.

Предъем — неаккордовый звук, который появляется в качестве звука из последующего аккорда.

И.С. Бах. фуга из сюиты  с-moll
И.С. Бах. Фуга из сюиты с-moll
И.С. Бах. фуга из сюиты с-moll

Предъем отмечен на рисунке буквами«ПМ»

Нетерцовые созвучия («случайные сочетания»)

Появление неаккордовых звуков на сильных ил слабых долях приводит к образованию нетерцовых созвучий(«случайных сочетаний»).

Нетерцовые созвучия, которые появляются на сильной доли от задержания, создают впечатления напряжения, которое требует разрядки, которая наступает в момент разрешения, то есть перехода в аккордовый звук.

Полифонный и гомофонный склад.

Существуют различные способы изложения музыкальной мысли, который представляют различные склады:

Полифонный склад характеризуется мелодическим равноправием всех голосов, каждому из которых в нужный момент(по усмотрению композитора) может быть поручено изложение главной, ведущей мелодии.

Гомофонный склад характеризуется изложением мелодии одним голосом, как правило верхним, а остальные выполняют роль как бы заднего фона, сопровождения(называемого, аккомпанементом).

В гомофонном складе различают 3 элемента :
1.Мелодия;
2.Бас;
3.Гармоническое заполнение между элементами.

Подведём итоги:

Сегодня мы познакомились с неаккордовыми звуками и нетерцовыми созвучиями. Узнали что выделяют четыре основных вида неаккордовых звуков: задержание, проходящий звук, вспомогательный звук и предъем. А так же узнали о двух способах изложения музыкальной мысли — полифонный и гомофонный склад.



Comments are closed.